Почему в Украине не вводят в эксплуатацию построенные дома: что происходит с ГАСИ и есть ли выход?

В Украине на сегодняшний день порядка 80% построенных домов не могут ввести в эксплуатацию. Что происходит на рынке, почему ГАСИ не выдает сертификаты о готовности дома к эксплуатации и что будет дальше, узнавал портал «Столичная недвижимость».

В чем суть проблемы

На сегодняшний день работа Государственной архитектурно-строительной инспекции практически парализована. Застройщики, которые выполнили строительные работы не могут получить нужные документы, чтобы передать квартиры инвесторам. Причина – ГАСИ не может нормально функционировать из-за введенных изменений.

Это произошло из-за того, что в марте начата реформа Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), согласно которой полномочия одной структуры разделяются между тремя новыми:

  • Государственная инспекция градостроительства – осуществлять надзор и контроль в строительстве;
  • Государственная сервисная служба градостроительства – выполнять регистрационные функции в строительстве;
  • Государственное агентство по вопросам технического регулирования в градостроительстве – определять параметры, ДБН, Еврокоды.

Что говорит власть

В интервью «Экономической правде» Алексей Выскуб, первый заместитель министра цифровой трансформации, объяснил, что происходит с системой реестров ГАСИ, и почему процессы на рынке замедлились.

«Мы полностью изменили логины и пароли доступа к реестру, подключили системы контроля заходов в реестр. Сделали так, что вход в реестр возможен только с конкретных IP-адресов. Там невозможно настроить вход по электронной подписи, как в большинстве нормальных реестров, там для входа достаточно логина и пароля.

Перемены в сфере ведения строительного реестра привели к недовольству огромного количества лиц. Там процветали и мелкая коррупция, и большая», – говорит чиновник.

Он отметил, что есть три класса сложности строительства: СС1, СС2 и СС3. СС1 – это небольшие несложные объекты, с них обычно получали небольшие взятки люди в регионах. 

«Хотя в целом по стране сумма выходила большая. СС2 и СС3 – это уже крупная коррупция, ее больше контролировали из центра. Когда я говорю «группа лиц», то имею в виду не одну организованную преступную группировку, а много недовольных людей. Мы мешаем хорошо жить и мелким чиновникам, например, руководителю строительного управления в Одессе, который критикует Электронный кабинет строителя, и крупным силам в центре», – говорит Выскуб.

Пока неясно, как с помощью реформирования инспекции решат вопрос с государственным рыночным контролем за строительной продукцией.

«Ситуация, когда система блокировала развитие сферы в Украине и получила негативную славу крупнейшего коррупционного органа в системе государственного управления, должна отойти в прошлое, как страшный сон. К сожалению, начатая без глубинного анализа и фактически без привлечения всех участников рынка и профессионалов отрасли, реформирование государственного архитектурно может нанести больше вреда чем самое пресловутое функционирование ГАСИ. Кроме проблем с самим институтом надзора и контроля за строительством, на которые благодаря давлению общественности и отрасли удалось обратить внимание организаторов реформы, остается нерешенным важный вопрос –  государственный рыночный контроль за строительной продукцией. Уже ликвидирована старая структура ГАСИ, которая всячески пыталась избежать выполнения этой функции. Рынок готов к диалогу и дискуссии с авторами реформы. И рынок готов предлагать свое видение и решения», – говорит заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития Елена Шуляк.

Как оценивают реформу застройщики

«К сожалению, на данном этапе начата реформа только тормозит развитие строительной отрасли, о чем говорят цифры статистики», – говорит Лев Парцхаладзе, президент Конфедерации строителей Украины.

«Изначально реформа ГАСИ – 3 органа вместо одного – вызвала ряд существенных вопросов. Помним, что Верховная Рада в 2019 году приняла закон о запуске Единой электронной системы в строительстве, но предложенная накануне карантина реформа как-то уж очень размыто касалась этого важного документа.

Распределение полномочий контроля, надзора и разрешительных процедур – это было важным условием реформы. Но предложенный проект реформы давал лишь размытые ответы о том, как будет функционировать строительная отрасль. И на этапе смены органов, полномочий важно было предусмотреть то, не возникнет ли коллапс на рынке, например, со вводом объектов в эксплуатацию. То есть, сложившаяся ситуация, когда по данным КБУ более 250 тыс. кв. м жилья не могут ввести в эксплуатацию, может быть связана именно с несогласованностью, непродуманностью перехода от одной системы в другую», – говорит Анжелика Саакян, директор по маркетингу многофункционального ЖК Polaris Home&Plaza.